ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0005-01-2022-000870-26 |
Дата поступления | 03.02.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Степанова М.М. |
Дата рассмотрения | 05.04.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 03.02.2022 | 18:33 | 03.02.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 04.02.2022 | 15:08 | 04.02.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 07.02.2022 | 08:50 | Административное исковое заявление принято к производству | 07.02.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 07.02.2022 | 08:50 | 07.02.2022 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 03.03.2022 | 09:50 | Зал 331 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 07.02.2022 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 03.03.2022 | 10:03 | 03.03.2022 | ||||||
Судебное заседание | 05.04.2022 | 11:15 | Зал 331 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 03.03.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 05.04.2022 | 20:00 | 07.04.2022 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 08.04.2022 | 14:36 | 08.04.2022 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссар Калининского района Санкт-Петербурга | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Мечеткин Дмитрий Дмитриевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия МО "Прометей" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" |
Дело № 2а-3782/2022
78RS0005-01-2022-000870-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 05 апреля 2022 года
Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Степановой М.М.,
при секретаре Лариной В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мечеткина Дмитрия Дмитриевича к Призывной комиссии МО «Прометей», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», Военному комиссару Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании вынести заключение о зачислении в запас как лицу не подлежащему призыву по достижении 27 лет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к МО «Прометей», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании вынести заключение о зачислении в запас как лицу не подлежащему призыву по достижении 27 лет. Свои требования мотивировал тем, что решением призывной комиссии административный истец признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. С момента постановки на воинский учет и по настоящий момент проживал по адресу регистрации. В осенний призыв 2016 года был признан годным, что послужило основанием для призыва на военную службу, позже решение призывной комиссии было отменено. После чего повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал.
Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2022 года в качестве административного ответчика был привлечен Военному комиссару Калининского района Санкт-Петербурга.
В судебное заседание административный истец не явился, направил в суд своего представителя, действующего на основании ордера и доверенности, который заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в иске.
Представитель административных ответчиков, действующий на основании доверенностей и диплома, в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных истцом требований возражал.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Из материалов административного дела следует, что административный истец, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 17.01.2011 года состоял на учете в военном комиссариате, где ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Согласно личного дела призывника административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июня 31.08.2016 года.
05.12.2016 года решение о призыве на военную службу было отменено как нереализованное.
Сведений о направлении повесток призывнику после 05.12.2016 года материалы административного дела не содержат.
Решением призывной комиссии МО «Прометей» от 28.12.2021 года принято решение по ст.52 п.1 абз.8 53-ФЗ от 1998 г. - о признании административного ответчика не прошедшим военную службу по достижении 27 лет, не имея на то законных оснований, зачислении в запас.
Не согласившись с указанным решением призывной комиссии, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что административный истец от призыва на военную службу не уклонялся, за период с 05.12.2016 года по дату достижения им возраста 27 лет в его личном деле призывника нет документов, опровергающих данное обстоятельство. Поручений в органы внутренних дел об установлении его местонахождения как призывника административный ответчик не давал. Повестки о явке по адресу жительства административного ответчика, указанному в его учетной карте призывника, военным комиссариатом не направлялись. В документах воинского учета административного ответчика не имеется данных о непрохождении им военной службы без законных оснований в юридически значимый период с момента утраты административным истцом оснований для отсрочки от призыва на военную службу и до достижения им возраста 27 лет.
Таким образом, установленные по административному делу судом обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам.
Поскольку судом было установлено, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мечеткина Дмитрия Дмитриевича к Призывной комиссии МО «Прометей», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга», Военному комиссару Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании вынести заключение о зачислении в запас как лицу не подлежащему призыву по достижении 27 лет, - удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии МО «Северный» от 28.12.2021 года о зачислении Мечеткина Дмитрия Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГр., в запас по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, возложить на призывную комиссию МО «Прометей» обязанность принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Степанова М.М. |
Решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2022 года
